Августовский поход - 8.08.2009-22.08.2009

Река Пра (Рязанская область) д.Макарово - д.Брыкин Бор (138 км)

Участники:

Андрей Мамохин (Энди),
Джей Коноплянская (Джей) - автор текста
на байдарке "Абырвалг"

Александр Трифонов (Саша)
на байдарке "Борат"

ГПС файл
*ТАК* в тексте выделены номера точек из ГПС файла
Обратите внимание, что в других отчетах по этой реке тоже есть точки!

8.08.2009, суббота

8:30 - отъезд из Тулы.

13:55 - приехали на правый берег Пры, в 2,4 км от моста Макарово-Борисово. *001*

Если быть точнее, это еще не сама Пра, а ее старица, которая сливается с основным руслом перед мостом.

14:40 - отплытие.

15:15 - а/д мост.

Пасмурно, не холодно, но и не тепло.

16:35 - стоянка на правом берегу (с мелким столом). Становимся.

За день пройдено 9,78 км, время в пути 1:47, средняя скорость 5,0км/ч, максимальная скорость 8,3 км/ч.

Перед стоянкой пляж, невысокий берег с с соснами. Уровень воды средний, для августа даже выше среднего. Успели поставиться, приготовить еды и искупаться. После чего пошел дождь, продолжавшийся и ночью. В перерывыве между сеансами дождя Саша (а от кого еще этого можно было ожидать!) принес грибов (в основном лисички). Жарку грибов решили отложить на завтра.

9.08.2009, воскресенье

Включает шансон
Не потревожит
Он мальчика сон.

Утром дождя нет, пасмурно, ветер. Очень холодно. Наскоро перекусив жареными грибами, Саша и я пошли за следущей партией этих удивительных созданий природы. Грибы тут есть. Остаток дня был посвящен их готовке и поеданию.

Туристических групп за эти два дня видели больше,чем обычно в это время на этой реке.Забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что эта статистика в полной мере относится и ко всему данному походу.

Под вечер над рекой начал подниматься туман. Ночью луна, лунный свет перемешан с туманом, луна не освещает, а засвечивает, видны только резкоочерченные силуэты деревьев и тени, не менее материальные, чем отбрасыывающие их предметы. Пятна лунного света - это пятна тумана, белые пятна на реальности. За пеленой лунного света скрыт лес, река и противоположный берег. Кажется, что свещенного луной пространства не существует. Есть только мы, наши палатки и тени. Проснуться в мир теней. Попробую заснуть и проснуться еще раз в привычную мне реальность.

10.08.2009, понедельник

10:55 - отплытие. Солнечно, но не тепло, да и вода заметно остыла за ночь.

11:50 - мост близ деревни Зав.Слобода.

12:40 - на правом берегу стоянка со столиком vsl. Наш столик, котрый мы делали в прошлом мае по образу и подобию оригинала частично разрушен, "туристы" отодрали и сожгли все, что не было прибито гвоздями. Надо двинуть в массы идею, что жечь собственные палатки и прочую снарягу даже "круче", чем столики на стоянках.

13:10 - стоянка на правом берегу (с помойкой). Становимся.

За день пройдено 9,51 км, время в пути 1:50, средняя скорость 4,0км/ч, максимальная скорость 9,1 км/ч.

11.08.2009, вторник

На склоне трава
С плеском скатилась
В затон голова.

Погода хорошая, солнечно.С утра распечатали армейский сухпай, по случаю доставшийся Саше, и который он взял с собой в поход. Фотографировали и дегустировали. Подробности отдельно. Я и Энди сходили в магазин в Гришино (это там где Зав.Слобода, они слившиеся, фактически). Туда шли по нашему берегу, обратно по другому. Возвращались не всегда по дорогам, чаще всего напрямую через лес. Но сколько там ягод! Черника, брусника, костяника, ежевика. Ели сколько влезет, и после этого еще долго ели. Наконец-то вышли на берег, а то бы мы наверное лопнули. Саша перевез нашу одежду и купленную в магазине еду, мы переплыли так. В воду после прогулки по болотам и буреломам хотелось. Еще в день нашего прибытия на эту стоянку, мы обнаружили на сосне записку "Острожно, лиса!!". Большого значения мы ей не придали, ну, мало кто что и где увидел... В первый день легли спать рано, ничего подозрительно не видели. А во второй вечер пришла она. Лиса. Я и Саша сидели у костра, а лиса пришла с реки, обошла костер по траектории радиусом 2-3 метра, заглянула на стол, явно привычным жестом, на нас ноль внимания, даже когда Саша встал и сходил в палатку за фотиком, а потом фотал ее со вспышкой. А вот еды мы на столе никакой не оставили. Лиса, видимо, была сильно разочарована. Остаток вечера видели ее то на этом, то на том берегу, в свете фонаря. Ночью лиса ходила вокруг стоянки и гнусно орала. А в помойке, как всегда, ёж.

12.08.2009, среда

Погода продолжает радовать, а байдарки в изобилии проплывать по реке, весь день вчера и с утра по-раньше сегодня.

11:30 - отплытие.

12:10 - на правом берегу стоянка "Красный яр" *002*, официальная, подьездная, с деревянной беседкой.

Непосредственно пере стоянкой река раздваяйца, обходить теперь надо по правому руслу, так как левое на выходе перегорожено упавшей сосной и сильно обмелело.

15:00 - подплываем к стоянке сосмайликом, она занята. К счастью люди на ней (семейная пара), вошли в наше положение (в коем и они были несколько дней назад) и любезно разрешили нам встать чуть выше по течению на том же берегу.

За день пройдено 11,2 км, время в пути 2:07, средняя скорость 4,7км/ч, максимальная скорость 9,4 км/ч.

Место неплохое, в общем похоже на тот же "смайлик", но полезной площади сильно меньше, подъем высоковат, но мы (я и Саша) сделали ступеньки, стало гораздо лучше.

Уже в сумерках видели и слышали пролетающую над нами стаю цапель. Даже и не знала, что эти птицы летают стаями. Видимо они спешили на слет-цапельник. Орали они при этом почти так же гнусно, как лиса.

Вечером сидели у костра, смотрели на звезды (они падали), ночь была теплая, я с удовольствием искупалась.

13.08.2009, четверг

Болот он шутя
Возле Касимова
Месяц спустя.

С утра пошла купаться и увидела, как реку переплывет ёжик. Благополучно преодалев водное препятствие, он забуксовал на обрывистом песчаном берегу. Пока я выбралась из воды и сходила в палатку за фотиком, он там целый ров вырыл лапами. Сжалившись над ёжиком и опасаясь за целостность берега :), Саша помог ему подняться, используя лоток от сух.пая в качестве люльки лифта. Ёж стоял на лотке оперевшись передними лапами на борт и гордо задрав запорошенную песком морду, как капитан на мостике. Нисколько не испугавшись неожиданного перемещения по вертикали, он, будучи выпущен на твердую землю, довольно бодро, но без лишней суеты, протопал в ближайшие заросли березняка.

После утреннего кофе я и Энди сходили в Ювино. Подошли к деревни к 10 часам и сразу услышали призывный сигнал автолавки. На этот раз автолавка была не привычной нам по прошлым посещениям <слово1>,<слово2>. Оказывается, по четвергам приезжает как раз она. В 10 в Ювино, потом едет в Ольгино. <слово1> же ходит вторник и пятница, где-то около 13 часов.

Кроме всяких вкусностей из автолавки, в этот день набрали немного грибов на суп и ягод на компот. Пока бродили по лесу, наползла туча и пошел дождь. В срочном порядке, уже под дождем, натянули между палатками тент. Даже весьма хорошо получилось. Под вечер сосед, которого, оказывается, зовут Алексей ( а его жену Татьяной, на редкость приятные ребята), угостил нас рыбой. Перед этим мы как раз жаловались на наше бессилие в рыбной ловле, и он обещал не выпускать мелочь, которая будет попадаться к нему на крючок. Вобщем его мелочь, которую он за рыбу не считает, только что за приманку, размером с наш "крупняк". Чистила это богатство до темноты. Жарить будем завтра. Ночью опять искупалась, вода теплее, чем вчера, а вот звезд не было, наверное все попадали еще в прошлую ночь.

14.08.2009, пятница

С утра Саша и я ходили за грибами, я от Саши немножечко заблудилась, и случайно набрела на березовый подлесок, густопоросший белыми грибами. Вышла к стоянке когда меня уже хотели искать. Саша даже пошел было и нашел по пути два крупных белых гриба, что говорит отом, что шел он в верном направлении. Остаток дня готовили и ели грибы. В какой-то момент ими была занята вся посуда. Едва выбрали момент, что бы пожарить вчерашнюю рыбу.

Вокруг в лесу много зарослей ежевики, ели ее так и варили компот.

15.08.2009, суббота

11:00 - отплытие. Соседи по стоянке отплыли несколько раньше, тоже сегодня. Ветер, переменная облачность.

11:15 - на левом берегу стоянка *003* Неподъездная, маленькая, со столиком. Подьем не очень удобный, лучше заходить с пляжа, он чуть ниже по течению.

11:25 - на правом берегу еще одна похожая стоянка *004*. Неподъездная, на подъеме сделаны ступеньки. Напротив, на левом берегу, высокая подъездная.

12:40 - подплываем к завалу. Там большая группа байдарочников пропиливает вход в обплыв завала. Через 10 минут работа была закончена и мы, следом за этой группой, благополучно проплыли. Похоже, в этой группе присутствовали люди, которые этот канал четыре года назад прокопали. За это время русло канала стало шире и глуже, он вполне проходим даже в августе.

13:10 - мост в Горках. Он новый, завала под ним нет. Видимо весной его в очередной раз смыло вместе с мостом. Бревна от старого моста мы видели ниже по течению.

13:25 - стоянка с идолами. Подплываем вместе с группой, пилившей обплыв. Все (и мы и они) дружно щелкают фотоаппаратами. На стоянке стоят двое ребят. Можно было бы встать рядом, второе кострище свободно, но

Энди хочет плыть дальше. Плывем.

Стоянку "Масяня" проплываем, она занята, остров тоже, он свободен, но слишком открытый, а ветер сильный, продувает стоянку насквозь. Далее стоят Татьяна и Алексей, наши соседи по прошлой стоянке, а еще дальше, на правом берегу, та большая группа, с которой мы пересеклись на завале.

14:45 - Сами мы становимся еще ниже, на левом берегу. *005*

Это небольшая стоянка, неподъездная, есть даже что-то вроде столика.

За день пройдено 14,7 км, время в пути 2:47, средняя скорость 4,1км/ч, максимальная скорость 8,9 км/ч.

Вечером Энди и я ходили к нашим знакомым на чай. Очень приятно посидели, сначала за не по-походному шикарным столом, потом у костра.Алексей пел и играл на гитаре, Татьяна подпевала. А самодельный напиток из ежевики, которым угощали хозяева - вообще выше всяких похвал. Энди решил возвращаться на стоянку раньше меня, короткой дорогой, долго блуждал по кустам в ночном лесу. Я короткой дорогой не пошла, вернулась просто по тропинке, без приключений.

16.08.2009, воскресенье

Стоим тут же, ветер, прохладно, не смотря на солнце. Я и Энди решили сходить до стоянки с идолами.Как ни удивительно, к идолам мы таки попали, но накрутив в общей сумме 20 км, дойдя до Ольгино, а на обратном пути к нашей стоянке, форсируя в брод затоны и старицы. Зато набрали немного грибов.

Под вечер наблюдали, как вдоль противоположного берега плыл бобер. А когда он выбрался на лежащие в реке бревна, то стало заметно, что в воде он казался меньше своих реальных размеров, довольно крупный зверюга. Теперь понятно, почему на этой стоянке пару лет назад висел лозунг "На Бобруйск!".

17.08.2009, понедельник

10:40 - отплытие. Солнечно, дует ветер, но не сильный.

10:55 - на правом берегу маленькая неподъездная стоянка со столиком. *006*

11:45 - стоянка с презиками хоть и осталась неподъездной, но вплотную к ней образовалась подъездная стоянка. Жаль, теперь на ней вряд ли можно останавливаться.

12:10 - завал и обнос. На обносе стоят рыбаки с палаткой и машиной. Судя по всему, они не ожидали увидеть тут туристов в понедельник. Основная масса групп, финиширующих в Деулино проходят этот завал в выходные.

13:10 - мост в Деулино. Он тоже новый. Проходы ближе к левой стороне свободны. На правом берегу группа туристов с байдарками. Мы было подумали, что они уже снимаются, но оказалось, что только стартуют. От последней стоянки до моста прошли 11,8 км.

13:35 - ЛЭП, пересекает реку.

14:05 - на правом берегу огромный пляж. На протяжение примерно 8 км от моста сначала по обоим, а потом по рпавому берегу подъезный стоянки, на них, не смотря на будний день, толпы быдла, все грохочет, берега закиданы мусором.

14:20 - на правом берегу стоянка с идолом. Пологий песчаный берег, сосны, но она подъездная. Плывем дальше.

14:40 - на правом берегу хорошая неподъездная стоянка со столиком, в редком сосняке. Становимся. *007*

За день пройдено 20,3 км, время в пути 3:40, средняя скорость 5,1км/ч, максимальная скорость 8,3 км/ч.

На стоянке табличка "Рось". Стоянка очень приятная, хорошее место для купания. Стол большой, со скамейками. Мы тоже внесли свой вклад в благоустройство этой стоянки, выметанием шишек, а так же щепок и стружек, оставшихся на земле в процессе изготовления стола.

В глубине стоянки, по краю большой поляны, два идола.

18.08.2009, вторник

Стоим тут же. Энди и Саша сходили в деревню Бельское. В Бельском есть магазин и геокешерский тайник, посвященной деревянной церкви. Ребята посетили и то, и другое.

Я в это время загорала на стоянке и наблюдала проплывающие по реке туристические группы.

19.08.2009, среда

10:40 - отплытие. Пасмурно, пока без дождя.

11:00 - на рпавом берегу маленькая неподъездная стоянка *008*

Перед этим несколько подъездных, далее тоже.

12:25 - на правом берегу хорошая неподъездная стоянка *009*

Далее начинаются болле глухие места, машин по берегам нет, зато видны следы, оставленные бобрами, которые съезжали из своих хаток в воду.

13:10 - ЛЭП, пересекает реку. *010*

Вскоре после ЛЭП река раздваяйца, идти надо по правой протоке, на левой деревня Старый Кудом, после чего протока начинает забирать в обратную сторону, видимо второй ее конец выходит в реку где-то в районе ЛЭП.

14:30 - завал и обнос. *011* На обносе больша группа туристов, та, что проплывала мимо нас утром, они готовят еду и утраиваю обнособед.

15:10 - на левом берегу небольшая неподъездная стоянка с удобным заходом с воды. *012*

15:40 - на левом берегу стоянка в соснах. *013* Возможно подъезная, на ней стоян люди с моторкой.

15:45 - стоянка на правом берегу. Становимся.

За день пройдено 22,0 км, время в пути 4:04, средняя скорость 4,5км/ч, максимальная скорость 8,3 км/ч.

Соянка в соснах, что после Старого Кудома уже редкость, удобный заход, небольшая ровна площадка. Столика нет, только кострище. Дождь пошел, когда мы уже поставились и начали варить суп. С этого момента и часов до 8 вечера дальнейшее действие происходило в нашем тамбуре.

20.08.2009, четверг

Под лязг челюстей
Не с кого егерю
Взять 100 рублей.

10:05 - отплытие. Пасмурно, холодно, влажно, ситуация преддождевая, но непосредственно дождя пока нет.

Проплыли пару мелких подъездных стоянок на левом берегу. Немного покапало.

10:35 - остатки старого моста. *015* Из воды торчат высокие деревянные сваи. Завалов и прочих препятствий нет.

Сразу за сваями на правом берегу стоянка. Подъездная или нет - не знаю, не выходили.

11:25 - высокий сосновый правый берегу. *016* Очень красиво, увы, там тоже стоят машины.

11:50 - на леовм берегу неподъездная стоянка *017*. Сосны, дубы, за спиной лиственный лес. Опять пошел дождь.

Далее за поворотом несколько подъездных стоянок на правом берегу.

12:20 - деревянный а/д мост. *018* Он двойной, сначала остатки старого моста, за ним действующий. Проход по середине, ближе к левому берегу от центра. Далее подъездные стоянки по обоим берегам.

На левом берегу стоит группа из Москвы, они уже закончили свой поход, ждут машины. Ребята заинтересовались нашими "Щуками". Выходим, перекусываем, общаемся.

13:25 - плывем дальше.

14:00 - на левом берегу щит, оповещающий о том, что мы вплываем в заповедник. *019* Стоянки только на правом берегу, в специально отведенных местах. Собственно заповедник занимает только левый берег, но вот тем не менее.

15:10 - завал и обнос *020*

15:50 - на правом берегу стоянка в соснах, на ней рыбаки на УАЗике.

16:00 - на правом берегу табличка "Стоянка № 1" *021* Стоянка представляет собой идущую по краю берега дорогу, в колее следы от кострищ, между дорогой и заросшим деревьями оврагом вмятины от палаток, кругом мусор, особенно в овраге, там просто свалка. Заход плохой, грязь и ил. Останавливаться тут не решаемся, тот, кто поедет по этой дороге, будет ехать прямо по нам (и будет прав, не фиг становится на дороге). Плывем дальше.

От завала и до этого места русло реки совершенно не совпадает с картой. Где -то в старице осталась и прежняя стоянка № 1, то что мы видели - явный новодел. Дальше вдоль правого берега идет дорога, берег мало пригодный для того, что бы на него выбраться. Тем не менее, находим место, куда дорога не подходит и можно выйти и затащить вещи.

17:00 - Тут и становимся на ночевку. *022*

За день пройдено 27,0 км, время в пути 4:52, средняя скорость 4,2км/ч, максимальная скорость 8,6 км/ч.

Поставили палатки за кустами, чуть в глубине лиственного леса. Костер не жгли, чтобы не привлекать внимание, готовили на горелке.

21.08.2009, пятница

Касимовым сбит
А мальчик теперь
Под байдаркою спит.

11:10 - отплытие. Погода ровно как вчера. Периодически мелкий моросящий дождь.

11:30 - на правом берегу маленькая, на 1-2 палатки, стоянка с кострищем. *023* Подход удобный, неподъездная, в березках.

11:40 - еще одна стоянка, в дубках. *024*, за спиной сосняк, неподъездная.

12:00 - на правом берегу стоянка для большой группы *025*

13:05 - на правом берегу стоянка, подъездна, на ней стоит группа байдарочников *026*

13:35 - на правом берегу "Стоянка № 2" *027* Она представляет собой большой луг, через который идет дорога. Заход с воды хороший, пологий, с пляжиком. Судя по характеру мусора, лежащего на берегу, туда приезжают просто искупаться. Остановились тут ненадолго, сжечь мусор, свой, скопившийся со вчерашнего дня, а заодно и чужой.

14:00 - плывем дальше.

14:25 - перекусили на стоянке на правом берегу. На ней есть столик, стоянка подъездная.

16:45 - Стоянка № 3, официальная. *029*

За день пройдено 23,2 км, время в пути 4:15, средняя скорость 4,8км/ч, максимальная скорость 8,7 км/ч.

На ней стоит толпа народу. Но деваться нам некуда, дальше плыть уже нельзя, тут, возле Брыкина Бора, конечный пункт нашего путешествия. Проплывем чуть ниже, в дальнем конце стоянки немного спокойнее. Заход тут сильно хуже, чем в начале, но выбирать особо не приходится.

Энди и я сходили до деревни Брыкин Бор по тропинке (стоянка не подъездная, хоть с этим повезло). Но в 500 метрах от стоянки уже асфальт, отделенный от реки ручьем. Решаем, что будем сниматься прямо с этой стонки и двигать с утра с вещами к асфальту, от куда нас и заберет наш друг на машине. В деревне есть магазин, как раз успели посетить.

Вернувшись из разведки, нашли в окрестных деревьях несколько грибов, на последок. Ближе к ночи пошел дождь. Сашка-то хитрый, он свернул свою "Щуку" еще вечером, а наша теперь лежит и мокнет под дождем. Сами же мы всей компанией сидим в нашем тамбуре. Но спокойно посидеть нам не дал шершень (они живут в дупле деревы, через тропинку от наших палаток). Три раза он залетал в тамбур на свет фонаря, выключали свет, выгоняли. На третий раз пришибли крышкой от бидона.

Ночью дождь сдуло ветром, который бушевал до рассвета. Собственно, после рассвета он продолжал бушевать.

22.08.2009, суббота

Проскочила искра
Ярче еще
Не видали костра.

8:00 - подъем, кофе, сборы, крики журавлей.

В 10 часов мы уже на месте, рядом с асфальтом, ждем машину. Дождя нет, пасмурно. Скрасили ожидание посещением краеведческого музея. Хотелось еще посмотреть журавлей и зубров, но уже нет на это времени. Надеюсь, в следующий раз получится.